Ребёнку надо было сделать сложный моральный выбор, и он разрывался, не знал, что выбрать. Мы разговаривали об этом на кухне, ребёнок делился, я слушала и расспрашивала, что он чувствует. Я не подталкивала, да это и невозможно – я ведь не знаю, какой вариант лучше лично для него, а не в прекрасной теории.
Когда напряжение полностью проявилось и дошло уже до слёз, я посмотрела вокруг и меня осенило. – Ты как кастрюлька. В тебе борются гречка и суп. Каждый хочет занять всю кастрюлю и выгнать другого. Но независимо от того, кто победит, кастрюля останется всё той же! Тебе плохо только тогда, когда ты веришь, что борьба супа с гречкой важна для тебя. Но внутри тебя может быть что угодно: сладкое и горькое, кислое и сладкое, горячее и холодное, или вообще пусто. Ты остаёшься всегда тем же! Кастрюлька вечна!
В этот момент слёзы плавно перешли в тихую улыбку.
Я не стала говорить, что выбор из двух вариантов – всегда ловушка. Ведь в жизни гораздо больше возможностей, чем да и нет, белое и чёрное. Жизнь бесконечна.
Мы просто обсудили, какой едой можно представить ситуации, эмоции и мысли из жизни ребёнка, и разговор закончился.
Но я совсем не удивилась, когда через полчаса ребёнок задумчиво, но спокойно, сказал: «Кажется, я придумал третий вариант...» Я даже не стала спрашивать, какой. Это его выбор. Для меня главное – что он осознал себя пространством для выбора, пространством, в котором разворачивается Жизнь.
А кастрюлькой мы продолжаем дразниться время от времени, когда кто-то начинает себя считать кипящим в кастрюле супом!