| Сын  переносил  ноутбук  и  нечаянно  стукнул  его  углом,  ноутбук  из-за этого
выключился,  и  я запретила в этот вечер пользоваться ноутбуком. Мальчик расстроился,
но старался "держать лицо". Через некоторое время он спросил: ‑ Почему я так сильно расстроился из-за того, что не смог посидеть за компьютером?
 ‑ Может быть, потому, что у тебя были планы, и они нарушились, ты разочаровался?
 ‑ Ну да, наверное...
 Сын повернулся, чтобы отойти, еле сдерживая слёзы.
 Я у него спросила:
 ‑ А почему ты считаешь, что твоё огорчение слишком сильное?
 ‑ Ну, вроде причина недостаточная...
 ‑ А  что,  где-то  есть  журнал с таблицей неприятностей, и там
написано, какое огорчение для них нормально? Может быть, у тебя в голове?
 Вижу, сын задумался...
 ‑ Ну  можешь  показать  фигу  своему  уму.  Ты  уже огорчился, зачем же слушать ум, который тебе говорит, что не надо было?
 Сейчас ты огорчён, это факт.
 Тут, наконец, его прорвало и он зарыдал. Сжав рот.
 Я напомнила открыть рот и глаза, какое-то время мы орали хором, глядя друг другу
в  глаза.  Потом  он  поплакал  с закрытыми глазами. Потом положил голову мне на
живот,  дыхание  постепенно  успокоилось, и он так полежал расслаблено несколько
минут.
 Мы встали и обнялись.
 Но я чувствовала, что есть ещё что-то, и спросила:
‑ А  почему,  собственно,  ты  считаешь, что радоваться и смеяться правильно, а
расстраиваться и плакать - нет?
 Сын озадаченно смотрит на меня:
 ‑ Не знааааю...
 Но  я-то  хороша,  валю  с  больной  головы на здоровую! Разве не я с самого его
рождения  паниковала, когда он плакал? Разве не я всячески старалась развеселить
и  "исправить"  его настроение? Разве не обвиняла себя, когда он младенцем плохо
себя чувствовал? Хорошо хоть, мы не говорили сыну, что "мальчики не плачут".
‑ Это  ты  от  нас,  родителей,  научился...  Да...  Сколько  же  чуши  мы тебе
передали...
 Но  в  этих  словах нет чувства вины, только глубокое сочувствие к сыну и к себе
самой.
 Мы опять обнимаемся, и, довольные, расходимся по своим делам.
 Через какое-то время сын замечает:
‑ Когда  я  первый  раз  плакал  с  открытым ртом (я недавно его стала учить не
сдерживаться),  мне  казалось, я буду плакать и плакать, слезам не было конца. А
сейчас  я  плакал, и вдруг почувствовал, что плача больше не было, всё
закончилось.
 ‑  Конечно.  Ты  не  успел за свою жизнь накопить много застрявших слёз. Они все
вышли.
 Мы понимающе улыбаемся друг другу.
 Мне не хочется писать тут много умных слов о том, как должны себя вести все родители, чтобы дети не накапливали внутри себя огорчения и обиды. Буду рада, если кого-то это вдохновит на собственные находки. 
Упомяну лишь, что самым важным  для меня в этой ситуации было оставаться спокойной и наблюдать своё внутреннее состояние. Только так становится возможным наблюдать и действительно видеть внутреннее состояние ребёнка. Если бы я паниковала, что мальчику плохо, ничего бы не вышло, все мои слова звучали бы фальшиво и могли бы принести только вред. Да они бы и не пришли мне в голову в состоянии паники.
 И это самое важное, чему я научилась во взаимодействии с сыном. Оставаться спокойной и наблюдать. Или наблюдать своё беспокойство. Но и в этом случае оставаться здесь и сейчас.
 
 |