Мое исследование посвящено согласованию между различными переменными жизненного цикла приматов (как например,
продолжительность беременности, масса тела при рождении, темпы роста, возраст наступления половой зрелости, возраст
появления зубов, продолжительности жизни, и т.п.) с возрастом отлучения детенышей от груди у этих животных. Приматы - это
наши ближайшие родственники в животном мире, особенно гориллы и шимпанзе, около 98% генов которых идентичны человеческим
генам. Результаты исследования показывают возраст, в котором люди должны были бы естественно отлучать своих детей от груди,
если бы у нас не было множества культурных и традиционных установок на эту тему.
Этот интерес вырос из чтения литературы разных культур, касающейся возраста отлучения от груди. Подобное изучение
показывает, что разные культуры имеют весьма разные убеждения о том, когда нужно отлучать детей от груди, от очень раннего
возраста в Соединенных Штатах, до очень позднего в некоторых других странах.
Мы часто слышим, что средний возраст отлучения в мире - 4.2 лет, но эта цифра неточна, и даже бессмысленна. Результаты
"традиционных" исследований, сделанных до 1940-х годов показывало среднюю продолжительность кормления грудью около 2.8 лет,
но в некоторых обществах кормление грудью значительно короче, а в некоторых - значительно дольше. Таким образом, с точки
зрения статистики бессмысленно говорить о среднем возрасте отлучения от груди во всем мире, как так многих детей вообще
никогда не кормили грудью, некоторых матери оставляют в течение первых нескольких дней или через шесть недель, когда они
возвращаются на работу. Факт, что в мире все еще много обществ, где детей традиционно кормят грудью до четырех-пяти лет или
дольше, и даже в Соединенных Штатах некоторых детей кормят до этого возраста или дольше. В обществах, где детям дают сосать
грудь "столько, сколько они хотят" они обычно бросают сами, без споров и эмоциональных травм, между 3 и 4 годами. Кроме
того, исследование учитывало, что и у других животных есть возраст "естественного" отлучения от материнского молока, около
8 недель у собак, 8-12 месяцев у лошадей, и т.п.. Возможно, у этих животных нет культурных убеждений о том, когда
необходимо отлучать от груди.
Вот некоторые результаты:
- 1. В группе из 21 вида нечеловеческих приматов, которую изучала Holly Smith, было обнаружено, что детенышей отлучали от
груди одновременно с появлением у них первых постоянных коренных зубов. У людей это соответсвует возрасту 5.5-6 лет.
- 2. Многие педиатры утверждали, что у многих видов продолжительность беременности приблизительно равна длине кормления, и
предлагали отлучать детей от груди в возрасте 9 месяцев. Однако, оказывается, это соотношение зависит также от размера
взрослого животного - чем больше взрослый, тем продолжительнее кормление грудью относительно беременности. У шимпанзе и
горилл, двух приматов, наиболее близких к людям по величине, а также наиболее тесно генетически с ними связанных, это
соотношение равно 6:1. То есть, они кормят своих детей в шесть раз дольше, чем вынашивают (на самом деле соотношение равно
6.1 для шимпанзе и 6.4 для горилл. Люди по размеру посередине между этими двумя приматами). Т.е. у людей срок кормления
должен составлять 4.5 лет (шесть раз по 9 месяцев беременности).
- 3. Многие педиатры утверждали, что большинство млекопитающих отлучают своих детенышей тогда, когда они утраивают свою
массу тела при рождении, что у людей соответсвует возрасту 1 год. И снова, эта формула дожна учитывать вес тела, так как
большие млекопитающие кормят своих детенышей, пока они не увеличат свою массу тела при рождении вчетверо. У людей
учетверение массы тела при рождении обычно происходит между 2.5 и 3.5 годами.
- 4. Одно исследование приматов показывает, что детенышей отлучают, когда они достигают около 1/3 своиго взрослого веса. У
людей это происходит приблизительно около 5-7 лет.
- 5. Сравнение возраста прекращения грудного вскармливания и половой зрелости у нечеловеческих приматов предполагает
отлучение детей от груди в возрасте 6-7 лет (половина возраста половой зрелости).
- 6. Исследования показали, что устойчивая иммуная система ребенка полностью созревает не раньше 6 лет, а также доказано,
что материнское молоко помогает разработке устойчивой иммунной системы и снабжает ее материнскими антителами, пока длится
грудное вскармливание (до двух лет, после двух лет ни одно исследование не изучало состав материнского молока).
И так далее и так далее. Таким образом, минимальный естественный возраст для отлучения ребенка от груди - 2.5 лет,
максимальный - 7 лет. С точки зрения преимуществ долгого кормления грудью, существует множество исследований, сравнивающих
детей, вскормленных материнским молоком, и детей-искусственников с точки зрения частоты различных заболеваний и уровня IQ.
Во всех без исключения случаях, искусственно вскормленные дети имеют более высокий риск заболеваний и низкий уровень IQ,
чем дети, вскормленные грудью. Исследования, которые делили "грудных" детей на категории,
в зависимости от
продолжительности кормления грудью, показали, что чем меньше ребенка кормили грудью, тем худшие
результаты он показывал,
как с точки зрения более высокой склонности к заболеваниям, так и с точки зрения IQ.
Другими словами, если категории были
0-6 месяцев кормления грудью, 6-12 месяцев, 12-18 месяцев и 18-24+ месяца, то группа
18-24+ была лучшей, на втором месте
была группа 12-18 месяцев кормления, на третьем месте - группа 6-12, и, наконец, результаты группа 0-6 месяцев были худшими
среди детей, вскормленных грудью, но все же значительно лучше, чем у группы искусственного вскармливания. Учитывались
показатели частоты желудочно-кишечных заболеваний, респираторных заболеваний вверхних дыхательных путей, рассеянного
склероза, диабета, заболеваний сердца и т.д. и т.п.. Точно так же, дети, которых кормили дольше всего, получали самый
высокий показатель IQ.
Одно важное замечание - ни одно из этих исследований не изучало детей, которых кормили дольше двух лет. Все дети, которых
кормили 18-24 месяца или дольше, были собраны в одну большую категорию. Возможно, преимущества продолжают приумножаться,
так как наше тело не "знает", когда у ребенка день рождения, и не начинает вдруг производить молоко, не имеющее пищевой и
иммунологической ценности.
Тем не менее, никто никоим образом пока не доказал, сохраняются или прекращаются преимущества грудного вскармливания в
возрасте двух лет, поскольку соотвествующие исследования не проводились. Совершенно четкая тенденция в течение первых двух
лет показывает, что чем дольше вы будете кормить грудью, тем больше пользы это принесет ребенку. Существует и ясная
тенденция уменьшения эффекта - так, в первую половину первого года кормление грудью гораздо важнее с точки зрения детского
питания и развития иммуной системы, чем полгода между 3.5 и 4 годами. Это не означает, однако, что вам не следует
продолжать давать материнское молоко, если ваш малыш хочет и вы не возражаете. Это все равно, что сказать: "Ты знаешь,
Мэйбл, мы больше не получаем большого дохода от этой нефтяной скважины. Раньше мы получали $56 комиссионных в месяц, а
теперь мы получаем в лучшем случае $25 в год. Я думаю, мы должны сообщить нефтяной компании, что нам не нужны их жалкие
деньги". А Мэйбл отвечает: "Ради бога, Клайд, не будь смешон. На этот чек все еще можно купить пищу стоимостью в $25. Куда
же подевался твой ум?"
Конечно, ребенку, родившемуся в Соединенных Штатах, не придется справляться со всеми болезнями, насекомыми и загрязнением
воды, с которыми сталкиваются дети в странах третьего мира. У нас есть более питательная пища, в чистоте и безопасности
которой мы можем быть уверены. Мы можем вакцинировать наших детей и, при необходимости, у нас есть антибиотики для лечения
инфекций. Но все наши достижения не уменьшают важности грудного вскармливания. Дети, вскормленные искусственно, по прежнему уступают
детям, вскормленными грудью, даже в стерильно-чистой среде с замечательным медицинским обслуживанием. Они
чаще болеют, они не такие умные, они менее счастливы. Еще один важный аргумент для детей постарше - груднички более склонны создавать
эмоциональную привязанность к человеку, и реже вынуждены переключаться на неодушевленный объект, как, например, мишка или
одеяло. Мне кажется, это закладывает основу для ориентации на личность, а не на материализм, и я думаю, что это хорошо. Я
не могу представить себе, как ребенок, проходящий через огромные изменения, среди которых есть достаточно сложные, может
существовать без этой любящей связи.
Я могла бы продолжать бесконечно, но остановлюсь здесь. Надеюсь эти материалы кому-то помогут.
Публикуется с разрешения автора. Перепечатка возможна только с разрешения автора и переводчика.
|