...Перелистываю ещё одну яркую страницу журнала для родителей: «Кормить малыша грудью? – Это по меньшей мере должно быть интересно! Конечно же, я буду кормить грудью. А как можно иначе с маленьким млекопитающим?» Так легковесно думалось за 2 месяца до рождения моей дочери, когда мир переливался радостями, гормоны тешили душу круглосуточным позитивом, а беременная доминанта не подпускала никаких неудач: ни в мыслях ни наяву.
…Маше – 2 часа от роду! В первый раз прикладываю к груди крошечного человека, для которого всё ещё являюсь космосом, морем, вселенной. Чудо! – благодаря грудному вскармливанию мы с крохой остаёмся неразрывны и после её рождения. Акушерка спешит научить азам правильного кормления. Однако я и сама откуда-то всё отлично знаю, - интуитивная глубинная уверенность. Первые ручейки жизни – молозиво: сгущённая сущность моей новорожденной любви… Никаких трещинок, прикладывание верное, кормимся по первейшему требованию. Судорожно размышляю, что же теперь есть и пить из того урезанного списка гастрономических удовольствий: не разрешают самого лакомого и любимого. Но никогда ещё пшеничные кашки и кисели не были так вкусны, как в те последние дни августа… Молоко приходит, - меня слегка лихорадит от радости.
Ребёнку - 2 недели. Откуда ни возьмись впервые в жизни на меня обрушивается острый пиелонефрит (отголосок нелёгких родов, вероятно). С температурой за 39, общей прогрессирующей слабостью, страшилками врачей, срочными направлениями на госпитализацию в стационар. Нависает необходимость приёма сильных антибиотиков, не совместимых с грудным вскармливанием... Крепко прижимаю дочь к себе, зажмуриваюсь и снова слышу голос доктора, убеждающего, что ребёнку больше необходима живая мать (ого!), чем её грудное молоко.
Неужели кормлю тебя, девочка, сейчас в последний раз?.. Нужно ехать в больницу, из которой могут не выпустить. Лечение следует начинать немедленно. У нас нет даже той недели, в течение которой можно аккуратно ввести смесь. Я ничего в этом не понимаю, в доме ни единой бутылочки, где продаются стерилизаторы и подогреватели, как читать к ним инструкции, когда голова плавится от жара и боли? Меня увозят в больницу. Знаю, что плакать теперь просто не положено по статусу, что нужно попытаться вернуться поскорее. Я обещаю вернуться.
В итоге ребёнку уготовано как минимум 2-недельное отлучение от груди, а я выпрашиваю своеобразный «дневной стационар». Между тем долго искали ОТНОСИТЕЛЬНО подходящую смесь. Желудочно-кишечный тракт ребёнка активно бунтовал. Ночами встаём с мужем вместе - кормим дочь из малюсенькой ложечки, не из бутылочки (в надежде на будущее, опасаясь отказа от груди на фоне пустышек). После этой длительной процедуры мой младенец засыпает - я ещё полчаса сцеживаюсь на кухне (гипнотизируя насечку на бутылочке, отсчитывающую граммы\миллилитры). После укладываюсь, но уже через час снова просыпается дочь... Всё сначала. Кормим, укладываю, сцеживаю, пытаюсь уснуть, слышу новый дочкин шорох... И днём сцеживание - каждые 3 часа. Не сдамся!
Одна ночь была кризисной, критической. Сцедила совсем мало, гораздо меньше обычного, грудь как-то совсем опустела. Рухнула после этого в постель аки в яму тёмную. Думала, с утра нужно будет всё-таки смириться с тем, что самое естественное на свете вскармливание утрачено навсегда. Антибиотики всё «сожгли», у меня ничего не получилось. Утро вечера мудренее, равно как и моя мама вместе с хорошим гинекологом оказались разумнее моего отчаяния. Руки опустить не дали. С тех пор тот факт, что «молоко в голове», а не в груди, кажется неоспоримым!
День последней капельницы, последнего укола... Не знаю, что было огромней: нетерпение или страх. Что ж, моя месячная дочь ВЗЯЛА грудь после 2-недельной "отлучки"!!! Кажется, сама себе не верила: осторожно так приложилась, удивлённо глотала, тут же уснула, улыбаясь ангелам… Это она – герой, а не мы все. Первые дни после этого «возвращения» ребёнок категорически не желал расставаться ни на минуту, трудился, трудился, трудился, насасывая себе нужное количество заслуженного пропитания. Со временем всё наладили, даже определенный режим выработали.
Однако подоспело ещё одно испытание: Маше было около 3 месяцев, когда по классике лактационного жанра нагрянул криз, который совпал со скачком роста ребёнка… Гармония у груди резко сменилась противоположным: дитя отворачивается, плачет, беспокоится. Я уж и сцеживала опять, чтобы граммы сосчитать (совершенно не показатель, теперь уже знаю). Волновалась и сомневалась. А ребёнок успешно набирал вес все эти дни, как оказалось. А потом мы и это одолели. Лактация установилась, и приход молока начал осуществляться в ответ на сосание, а не всегда-пожалуйста, как это было в первые месяцы.
А с больной головой да натянутыми струнами-нервами проще всего предположить, что проблема в тебе и молока не хватает!.. Пока вы ХОТИТЕ кормить своего ребенка самым лучшим, свежим и полезным, молока хватит. Оно никуда не уйдет, не испарится, не пропадет. Вы только должны постараться хотеть этого по-настоящему. Простой закон бытия.
Моей Марии сейчас 1 год 8 месяцев. Вот-вот она проснётся после дневной сиесты. Разулыбается, потянет руки навстречу, прижмётся к материнской груди, жмурясь от удовольствия. Я кормлю грудью до сих пор, и уже накопилась тысяча поводов благодарить судьбу за эту щедрость. Моя маленькая девочка знает, что этот Большой Мир не враждебен, в нём есть нерушимый оплот уверенности и тёплой духовной связи. Этот охранный ореол защитит от злых бактерий и скучных простуд. В два счёта утешит в какой-нибудь детской великой горести. С маминым молоком так вкусно начинать день, так спокойно и мирно мы его провожаем. С этим непортящимся продуктом так легко путешествовать вместе.
Естественная биологическая радость – именно это впитывает человек с молоком матери. Время кормления: год, два, три?.. Короткий миг в общей чехарде дней и лет. Я благословляю это мгновение, не останавливая его. Время неисчерпаемой любви, чистейшего доверия, молочной нежности и всемогущества... Счастье грудного ребёнка пахнет мамой и молоком. Пусть будут счастливы дети планеты!
|