Рассказ на конкурс.
Пока совсем не стерлось, опишу то, что у нас получилось и какие выводы я сделала.
Зная о том, что существует позитивный опыт раннего высаживания и что можно обойтись без памперсов и марлевых подгузников, я решила, что тоже буду пробовать высаживать. Сейчас я уже не помню досконально, в каком возрасте что происходило, но постараюсь описать основные этапы.
Итак, первые дни. Малышка училась писать на суше и какать. Известно, что в первые дни, до прихода молока, если детей ничем не докармливать и не допаивать, они очень мало писают. Один-два раза в день, помалу, и то, чаще всего, когда охладятся (при купании или переодевании). Зато какают – отходит меконий, очень густой и вязкий, похожий на смолу. Получается, что в первые пять дней, по крайней мере, подгузники не нужны. Зачем, если все равно меконий не впитывается и не протекает, а количеством не превышает чайную ложку? И если пописов так мало, и они так скудны? Постепенно, с приходом молока, количество пописов растет (как говорят, малыш писает примерно столько, сколько ему дней), и их объем увеличивается. А стул становится все светлей, более жидким, обильным и более частым. Первые пять дней доченька лежала на обычной пеленке (мы на сон чуть припеленывали ножки, иначе она вскидывалась и просыпалась). После любых дел пеленку сразу же меняли. Ну и наблюдали, как у нее все это происходит. Писала она абсолютно без эмоций, и мы даже решили было, что ничего с высаживанием не получится – ну никаких сигналов не было. Какала с усилием, кряхтела, тужилась, извивалась и плакала; получалось лучше, если дать грудь, а коленки прижать к животику. Выходило, что высаживать извивающуюся и страдающую малышку как-то не очень удобно. Но, поскольку все это было редко, нам не составляло труда сразу же застирать пеленку (засохший меконий плохо отстирывается, об этом нас еще на курсах предупреждали). Примерно в это же время выяснилось, что у дочки раздражение на синтетику, поэтому использовать одноразовые пеленки и вообще пеленки дольше нескольких минут никак не получится. (Поэтому мы все-таки использовали памперсы, на ночь и прогулки поначалу, т. к. не получалось по-другому, и я решила, что лучше раздраженная попа, чем раздраженная спина. Мы использовали памперсы «Хаггис», они хорошие, серьезных опрелостей не спровоцировали, и на том спасибо. В итоге вышло: 1 пачка № 1, 1 пачка № 2 и 2 пачки № 3. И еще много осталось неиспользованных.)
На пятый день пришла Маша. И, перед тем как делать малышке массаж и гимнастику, высадила ее. Показала позу, в которой детям удобно ходить в туалет: нужно держать ребенка под коленками, прижимая ноги к животу. История длинная, напишу дальше выводы, которые я успела сделать.
1. Удобство позы.Все просто – есть состояния, в которых удобно и неудобно писать / какать. Тут всё так же, как и у взрослых. Неудобно, например, лежа на спине, на руках у мамы, в кенгуру или в памперсе. А удобно, как ни смешно, в тех же позах, что и рожать: в воде, на четвереньках или корточках на полу, стоя в полуприседе. Кроме того, находясь в воде, на холодном полу на животе, замерзнув, ребенок хочет писать сильнее. Все это стоит учитывать при высаживании. В неудобной позе малышка старается не писать, терпит как можно дольше, и если все-таки писает / какает, то не полноценно – как только представится удобный случай, она дописает по-настоящему (например, когда снимают памперс).
Поза для высаживания должна быть удобной, это очень важно. Такой, чтобы, если хоть немного хочется писать – писалось, и до конца. Лучше применять какую-то одну позу, она будет служить сигналом. Очень хороша поза «под коленки». Важно помнить, что малышке должно быть удобно: держать её следует уверенно, но не жестко, не зажимая кожу, не давя, аккуратно, чтобы ножки не затекли. При высаживании можно быть более-менее уверенным, что в ближайший час после успешного пописа малышка не захочет в туалет. При спонтанном пописе такой уверенности нет.
Я знаю девочку, которая до пяти лет не ходила на горшок. Причину она поведала потом: у нее оказалась очень чувствительная кожа; когда она садилась на холодный ободок горшка, наступал такой спазм, что сходить в туалет она не могла. Родители не понимали этого и ругали ее, т. к. через некоторое время, встав с горшка, она мочила штанишки. Потом девочка нашла для себя укромное место, где писала, сидя на корточках. Горшком она так и не овладела, писала позже на унитазе, сидя на корточках на бортиках.
2. Расслабление и влияние настроения.
Как и у взрослых, малышке важно быть расслабленной и вообще находиться в хорошем настроении. И у взрослых есть состояния, когда они не могут сходить в туалет из-за стресса, оттого что напряжены.
Отсюда правило – никогда не высаживать против воли, или если ребенок плачет или недоволен. Или животик болит, и высаживание каким-то образом увеличивает дискомфорт. Даже если недоволен оттого, что хочет писать / какать, а мама не догадывается высадить, не нужно бежать сломя голову высаживать. Сначала следует успокоить или отвлечь ребенка, пусть даже при этом будет пропущен один попис. Успокаивается и расслабляется малышка хорошо, если дать грудь, или станцевать с дочкой на руках, спеть песенку, показать и рассказать что-то, или дать в руки интересный предмет.
Даже когда точно знаешь, что малышка хочет писать или какать, но она при этом высаживаться не желает, не настаивайте ни в коем случае, пусть пописает на пол или на сложенную пеленочку. Ведь цель – не попис в раковину любой ценой, а комфорт мамы и ребенка.
3. Сигналы.
Сигнал от высаживающего все-таки нужен. Поначалу я не хотела говорить «пис-пис», почему-то поверив про якобы на всю жизнь вырабатывающийся рефлекс. (Как можно выработать рефлекс, не подкрепляя его?) В результате для малышки сигналом стал вид раковины и поза «под коленки». Она решила, что, держа ее над раковиной, я предлагаю ей пописать, и писала, даже когда я хотела просто ее покормить или занималась своими делами. С другой стороны, в любое другое место писать она отказывалась, что создавало трудности на прогулке, в гостях или в общественных местах.
Пришлось вводить сигнал. Сейчас она писает только тогда, когда слышит «пис-пис», что для нее звучит как «если хочешь, пописай, здесь и сейчас можно».
Сама же она иногда подает сигналы, что «созрела», иногда нет. Чаще она выражает беспокойство, когда больше нет сил терпеть. Раньше я ждала ее сигналов, а потом задумалась – зачем ждать? Ведь мы сами не дожидаемся периода, когда уже невтерпеж, чтоб бегать потом с высунутым языком в поисках туалета. А ходим предварительно, когда есть удобная возможность, перед сном и после него, например, или перед прогулкой и после возвращения. Та же схема работает и для дочки.
4. Окружающее пространство и люди, доброжелательная обстановка.
Для малышки оказалась важна окружающая обстановка. Опытным путем выяснилось, что высаживание не будет успешным, если мы в гостях, или в незнакомом месте, или вдруг кто-то пришел в гости. В общем, в любой тревожащей ребенка обстановке. Это не значит, что навык тут же утрачивается, это значит, что что-то в привычном поведении ребенка может измениться, и нужно быть особенно внимательным (или, если вы сами напряжены, надеть подгузник). Собственно, тут та же особенность, что и у взрослых: например, некоторые не могут сходить в туалет на работе, в поезде или общественном месте. Да, еще малышка не хотела высаживаться при посторонних. Туалет – процесс интимный и для таких малышей тоже.
5. Контроль за сфинктерами и «пробы», способность терпеть.
Многие считают, что маленькие дети не способны терпеть, т. е. не контролируют сфинктеры. По крайней мере у моей дочки это не так. Она может терпеть, только поначалу очень недолгое время, возможно, потому что, во-первых, мочевой пузырь маленький, во-вторых, мышцы слабоваты. Но это только мое предположение. Со временем малышка способна терпеть все дольше, главное – дать понять, что есть, зачем терпеть. Более того, со временем (примерно в 2-3 месяца) появляются еще две замечательные способности. Первую я называю «пробами». Когда мама упорно не замечает, что ребенок просится, она чуть-чуть писнет и ожидает моей реакции, уже прямо давая понять, чего ей от меня надо. А надо пойти и высадить – тогда она пописает полноценно. Вторая – способность задержать мочеиспускание по определенному сигналу. У нас это «стоп». «Стоп» значит – писать сейчас нельзя.
6. Режим, дни и ночи, сон и бодрствование.
Если не надевать подгузник на ребенка с самого начала и внимательно наблюдать, можно заметить, что писает она неравномерно. Есть определенный режим, видимо, зависящий от ритмов работы внутренних органов. Во-первых, она не писает во время медленного сна, утром писает гораздо чаще, чем вечером, а днем гораздо чаще, чем ночью.
Стоит на первых порах пронаблюдать этот естественный режим и попробовать высаживать чуть раньше, чем ребенок пописал бы сам. Режим этот периодически меняется в сторону упрощения, малышка перестает писать после каждого кормления, к примеру.
Сейчас она писает примерно через 30-45 мин. по утрам, через 60-90 мин. днем и через 70-120 мин. вечером. Всегда писает после сна. Во время дневных снов она не писает, во время ночного сна писает, не просыпаясь, если высаживать, 2-3 раза за ночь (тогда спит дольше и лучше, 12-13 часов) или может не писать, если не высаживать, 7-8 часов, начиная с 11 вечера (сон беспокойней).
7. Время высаживания. Мамино раздражение или нехватка времени – как быть.
Долго держать над раковиной малышку нельзя ни в коем случае. Она воспринимает это как неуважение и, если угодно, как насилие. Кроме того, ей от этого дискомфортно. Достаточно нескольких секунд: если она хочет пописать, она пописает, нет – значит нет, незачем долго держать, это может отвратить от высаживания вообще. Есть два исключения, но тут как и у взрослых. – Самое начало, когда малышка еще не знает, чего от нее ожидают, ей нужно время разобраться, можно держать 2-3 минуты.
– Когда предстоит покакать, особенно если долго не ходила. Нужно время «созреть».
Совсем в юном возрасте, если никак не писается, а вроде пора, да и маме нужно заняться делами, не отвлекаясь, уйти, можно положить ребенка на животик на пенку – малышка почти сразу пописает.
А если мама нервничает или раздражена, лучше уж надеть на какое-то время подгузник, чем в плохом настроении высаживать ребенка.
Памперс надевать постоянно не стоит, все равно высаживаемый ребенок воспринимает его как неудобную одежду и будет терпеть изо всех сил и беспокоиться, сучить ножками, а нам это не нужно.
Вообще, с некоторых пор мы памперс надевали, только чтобы не нервировать некоторых окружающих.
8. Размеры мочевого пузыря и промежутки между высаживаниями.
Видимо, от размера мочевого пузыря зависит, что со временем промежутки между высаживаниями возрастают.
Примерные дневные промежутки у месячного младенца: 15 мин. по утрам, 30 – днем, 45 – вечером.
Каждый месяц эти промежутки увеличиваются, и туалетные дела становятся привязанными к событиям (после сна, после прогулки, после кормления).
9. Возрастные изменения.
Вот этапы, которые мы уже прошли (возраст примерный):
– С 3 недель – месяца какает только при высаживании.
– С двух месяцев подстраховка только во время ночного сна и прогулок.
– С трех месяцев «пробы» и задержка.
– С четырех гуляем без подстраховки.
– С пяти ночной сухой промежуток в 7-8 часов, но на всякий случай спит на многослойной простыне. Подгузники не используются вообще, общественные места, гости, метро и т. д. – не важно.
– С шести – ночные высаживания, не просыпаясь, ночной сон до 12 часов, более крепкий.
10. Регрессы.
Бывает, что вроде бы хорошо уже закрепленный навык вдруг дает сбой. Малышка может пописать во сне или на пол, ползая. Такое бывает, когда что-то беспокоит, режутся зубки, или день был очень насыщенным, или поздно легли и мало спали, или что-то напугало, может, сон плохой приснился.
Нужно просто расслабиться, это бывает крайне редко и разово. Не стоит думать, что высаживание не удалось.
11. Кто высаживает.
Малышку научились высаживать и папа, и бабушка. Нужно немного больше времени и проб, но получается все достаточно быстро. Было бы желание. Важно, чтобы сначала ребенок привык к новому человеку и стал ему доверять, начал спокойно находиться у него на руках. Только после этого стоит пробовать высаживать.
Следует помнить, что при большом перерыве все придется начинать сначала – ребенок просто забыл вас как «высаживальщика».
12. Лужи. Мягкая мебель и пол. Приспособления.
Периодически, особенно в самом начале пути, лужи неизбежны (именно лужи, с покаками нам сражаться не приходилось).
Но лично мы не боимся младенческих лужиц, пока еще малышка маленькая и находится исключительно на грудном вскармливании. Моча совсем маленьких детей абсолютно лишена цвета и запаха, можно сказать, что состоит она из воды, да и объем выделений небольшой – не очень-то и страшно, если записается что-нибудь, думаю, высохнет и выветрится без труда. Совершенно не сравнимо с мочой подросших детей, попис которых не останется незамеченным.
Быстро справиться с лужами помогает хороший пол без массивных ковров (маленькие коврики можно стирать в машинке, если что). Швабра с поролоновой насадкой, которая быстро впитывает жидкость. В машине мы стелили развивающий коврик, а матрас страховали тремя слоями махровой простыни.
Но надо сказать, этих мер предосторожности хватило с избытком, диван, к примеру, не был пока записан ни разу.
Можно сшить махровый фартук, если страшно, что ребенок пописает, когда будет на руках.
13. Почему все-таки стоит пробовать высаживать с рождения.
Причин много. С некоторыми можно ознакомиться, пойдя по ссылкам внизу статьи. Но есть и еще доводы, мои собственные. :)
Во-первых, это проще, чем кажется, и времени уходит не больше, чем при использовании памперсов. Я, конечно, мало что знаю про памперсных детей, но попробую представить. Если полноценно ухаживать за ребенком, то нужно 8 штук в день. Т. е. восемь раз нужно снять памперс, очень-очень тщательно вымыть попу (выделения имеют свойство подсыхать и забиваться), высушить ее, обработать (кремом или чем там еще) и надеть новый памперс, выбросив старый. Кроме того, малыши часто писают, когда с них этот памперс снимают, так что избежать луж полностью не удастся. Сколько времени это займет? На порядок больше, чем при высаживании, которое хоть и происходит в 2 раза чаще, зато занимает 5-10 секунд, плюс подмыть и промокнуть – быстро, чисто и здорОво.
Кроме того, памперсных детей ведь все равно нужно будет обучать туалету. Только тут лужи бывают уже качественно другими – объемными и с запашком, даже если предположить (бывают способные детишки, которые учатся моментально), что их будет меньшее количество.
Еще один довод, не менее значимый для меня – «не делай другому того, чего не желаешь себе».
Если я сама не переношу синтетическое белье, а сплю так вообще голышом, если я не выношу тампоны, да и прокладки использую только одной марки (причем я вольна менять их и подмываться так часто, как захочу), то неужели мне будет приятно напялить на себя душный полиэтилен с дырочками («дышащий» памперс), с натирающими застежками и резинками, не позволяющий свести ноги вместе, да под которым крем, а еще ведь бывают моча да какашки, пусть даже впитанные... И все это на нежную кожицу. И круглосуточно, семь дней в неделю, в течение 2-3 лет... Б-ррр... Такое лично я готова терпеть совсем недолго, и только если иначе никак, и чтоб потом долго мыться и сушиться, чтоб все это напревшее-зудящее ушло.
Хотя со временем ко всему привыкаешь, конечно, нарастают мозоли. Но мне что-то не хочется, да. Тем более, если можно и по-другому.
|