Корзина Корзина пуста
Малыши
Новости сайта Оранжевая Мама
Подписаться письмом
Ассоциация консультантов по естественному вскармливанию
 
 
 
 
 
Статьи / Малыши /

Полтора века коляске – время подвести итоги

<< Вернуться
Версия для печати
Автор : Анна Литвина-Семенова
Редактор : Марианна Башкирова

Кто не помнит знаменитую сцену с коляской из фильма «Броненосец Потемкин»? Коляска срывается и едет вниз по ступеням лестницы. Плачущий ребенок, перекошенное от ужаса лицо матери… Можно бесконечно спорить о значении этого эпизода с искусствоведческой и культурологической точек зрения, но этот момент является к тому же показателем отношения к детской коляске в то время, когда снимался данный фильм.

В двадцатые годы двадцатого столетия коляска являлась недавним изобретением, почти новшеством. Ей пользовались только привилегированные слои общества, следующие за модой и нестесненные в средствах. Мода на коляску пришла из Англии, где она была изобретена в середине XIX века специально для королевы Виктории, которая пожелала самолично прогуливаться со своими детьми по королевскому парку. К тому же коляска позволяла уменьшить контакт с нянюшками и кормилицами, что было особенно актуально на рубеже веков, когда в Англии и в других европейских странах процветала патологическая боязнь микробов, открытых незадолго до этого.

Изначально коляска была своего рода монаршей шалостью, но чуткие придворные, всегда державшие нос по ветру, быстро прониклись новой модой, и коляски стали мелькать на улицах Лондона. Женщинам захотелось быть «не хуже, чем королева». Так коляска вошла в нашу жизнь.

О пользе коляски мы все знаем. Эта польза очень четко сформулирована в фильме «17 мгновений весны», где няня из детского дома предлагает отцу-солдату коляску для того, «чтобы не держать ребенка на руках». Значит, польза коляски заключается именно в том, что она позволяет НЕ носить ребенка.

Но подходит ли это человеческому детенышу? Давайте посмотрим на человека как на биологический вид и попробуем определить ту биопрограмму, которая заложена природой в каждом из нас.

Человек как животное развивался и эволюционировал на протяжении миллиона лет. Природа вырабатывала, отбирала и закрепляла те качества и способности, которые позволяли человеку выжить в довольно суровых жизненных условиях. Когда наши предки были мохнатыми и ходили на четвереньках, задача не потеряться лежала на ребенке. Он цеплялся маленькими ручками за материнскую шерсть на ее груди или спине и совершал свои первые путешествия через леса, саванны, реки и поля. За право перемещаться на двух ногах мы заплатили довольно высокую цену. В частности, из-за уменьшившихся размеров таза человеческий детеныш стал рождаться в среднем на 3 месяца раньше, чем у наших непрямоходящих предков. Относительно них наши дети являются недоношенными. Малыш не умеет держать головку и довольно хаотично цепляется, хотя этот «обезьяний» рефлекс у него сохранился. Но человек не только встал на две ноги, но и потерял большую часть своей шерсти, и ребенку стало на за что держаться. Таким образом, человеческий младенец стал самым беспомощным и беззащитным из всех детенышей млекопитающих. Он не умеет хорошо ползать или ходить, он не способен переваривать ничего, кроме молока, он не защищен от холода шерстью и броней от хищников, но у него есть мама! Именно на нее природа возложила обязанность заботы о детеныше, снабдив ее сильнейшим материнским инстинктом, гораздо более сильным, чем у других зверей. Теперь это ее задача – не потерять. Нести сквозь бураны и солнцепеки, дожди и метели, нести, пока он сам не сможет проделать этот путь.

Именно поэтому многим матерям тяжело и тревожно, когда их малыша берет на руки даже очень близкий человек. Но ребенок снабжен «системой допконтроля». Когда он перестает улавливать запах матери, ощущать тепло ее тела, дыхание, слышать биение ее сердца, малыш начинает плакать. Ведь плач – это единственный доступный ребенку способ коммуникации. Это своего рода сигнал SOS. Ребенок не манипулирует родителями, он просто подает сигнал о том, где он находится, и еще о том, что он попал в гипотетически опасную ситуацию – он потерялся, и значит, его может съесть хищник. Это не шутка, а реальность, при которой формировался человек как биологический вид.

В этот момент наивысшей опасности ребенок испытывает огромный стресс. Его надпочечники вырабатывают особые гормоны – катехоламины, самый известный из которых адреналин, а также кортизон и кортизол – гормоны подавленности, депрессии, покорности и ощущения безысходности. Высокий уровень этих гормонов тормозит нормальную работу ВСЕХ систем организма человека. Страдают: иммунная, эндокринная и нервная системы. Страдает мозг. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации тормозят развитие человека и угнетают его умственные способности.

«При чем здесь коляска?» – спросите вы. Все дело в том, что, кладя ребенка в коляску, мы сами создаем для него стрессовую ситуацию. Нередки случаи, когда никуда не торопящаяся мама (папа, бабушка, дедушка, няня) стоит у подъезда и трясет коляску с рыдающим в ней ребенком, с младенцем, зовущим на помощь.

Многие возразят мне, сказав, что малыш сразу засыпает, как только его кладут в коляску и вывозят на улицу. К сожалению, за этим внешним благополучием тоже может скрываться серьезная опасность. Особенно если речь идет о новорожденном. Еще совсем недавно в родильных домах давали рекомендацию не класть ребенка в коляску хотя бы в первый месяц жизни. Дело в том, что малыш, рождаясь, попадает в совершенно новые для него условия. Новый объем, температура, давление, влажность. Новые звуки, запахи, тактильные ощущения. К тому же теперь ребенок видит, точнее, ему есть на что смотреть. Адаптация к новым условиям жизни – процесс долгий и трудный. И коли наши дети рождаются в помещении, а не на свежем воздухе, то сначала им приходится адаптироваться к жизни в комнате. В традиционных обществах, сохранивших свою культуру, период адаптации определен очень четко: от 1 месяца до 42 дней. Попадая в условия улицы, ребенку вновь приходится перестраивать работу многих внутренних органов. Мозг получает очень сильную нагрузку и просто отключается от участия в происходящем. Ребенок впадает в глубокий, но отнюдь не здоровый сон.

Итак, коляска МОЖЕТ нанести вред психике и умственной деятельности ребенка, а также стать одной из причин разрушения связи между мамой и малышом.

Теперь обратимся к строению коляски. Главная вещь в коляске – не ровное дно и не ширина колес, а рессоры, которые позволяют проходить российские дороги без ущерба для здоровья. Однако на основной массе колясок, которыми пользуются в нашей стране, этого важного дополнения нет. Современный же новорожденный, как правило, кладется в коляску сразу после выписки из роддома. Таким образом, детская шейка, а также кости черепа подвергаются постоянному механическому травмированию. А это может привести к черепно-мозговой травме и повреждению мозга.

Ребенок, лежащий в коляске, находится от мамы на почтительном расстоянии, и ей трудно уследить за изменением его температурного режима. Она не почувствует переохлаждения или перегревания ребенка. А это может привести к частым простудам и ослабленному здоровью.

Следующий важный момент – это возможность поломки или падения коляски в самое неподходящее время. Однако это относится скорее к форс-мажорным обстоятельствам, и мы их рассматривать не будем, тем не менее, такую возможность необходимо учитывать и предвидеть.

Коляска не дает гармонично развиваться мышечной системе ребенка. Вот заключение российского мануального терапевта П. Траменковского: «Самое интересное, что у каждого младенца возрастом от года до двух, которого я смотрел (Имеются в виду дети, которых носили в слинге. – Прим. Л-С.), мускулатура спины была развита значительно лучше, чем у его сверстников из колясок. То есть нагрузка на растущие кости оказалась меньше, потому что мышцы компенсировали ее. Кроме этого, у детей замечательно развит вестибулярный аппарат, потому что при положении "на бедре" более старший ребенок прикладывает и свои усилия, чтобы соблюдать равновесие».

Столь любимый многими мамами дождевик, который нередко надевается на коляски «на всякий случай», не только закрывает ребенку обзор, но и мешает доступу кислорода, а это, в свою очередь, вредит работе дыхательной, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Подросший ребенок, вынужденный сидеть в коляске, недополучает впечатлений или получает их слишком много. Он сидит, пристегнутый ремнями, часто он не видит даже маму, а, когда проявляет недовольство, его стараются отвлечь игрушками. В то время как для развития его мозга и умственной деятельности необходимы, с одной стороны, созерцание и активное изучение окружающего мира, а с другой – физическая и психологическая поддержка мамы. Именно совместное изучение жизни является настоящей естественной методикой раннего развития, столь популярного сегодня.

Активный малыш может даже перевернуть коляску из-за желания достичь цели, что тоже является травмоопасной ситуацией.

Коляска находится на уровне выхлопных газов или чуть выше его, что вредит развитию и функционированию дыхательной и сердечно-сосудистой систем.

Вес коляски очень редко бывает меньше 10 кг. Прибавим к этому постоянно растущий вес ребенка и абсолютную неприспособленность российских домов к использованию коляски и увидим, что это изобретение может быть опасно не только для малыша, но и для молодой мамы, которой зачастую противопоказано поднимать вес больше веса новорожденного.

И, наконец, самый тревожный момент – это сильно повзрослевший контингент детей, которых возят в коляске. Уже нередко можно встретить 2-, 3-, 4-, 5-летнего ребенка, едущего в коляске, из которой он, как правило, уже вырос. Это наносит колоссальный ущерб опорно-двигательному и нервно-мышечному аппаратам. Родителям таких детей кажется, что малыш еще не в состоянии проделать весь путь самостоятельно или он это будет делать слишком медленно. Невольно хочется провести аналогию с инвалидными креслами, которыми немыслимо пользоваться здоровому человеку для более комфортного и менее трудоемкого процесса передвижения.

Уберечь малыша от действительно опасных для его здоровья и психики ситуаций довольно просто. Достаточно взять его на руки, может быть, воспользоваться специальными приспособлениями для ношения ребенка. Однако производители колясок, как, впрочем, и любой другой детской продукции, ловко играют на материнских инстинктах и страхах. Коляски украшают аппликациями, бантиками, им придумывают нестандартный дизайн. Их комплектуют сумками, кармашками для бутылочек, коробочками для сосок, корзинками, дождевиками, накомарниками и пластиковыми окошками, через которые мама может смотреть на своего ребенка.

Да, современные коляски стараются сделать максимально удобными, придумывая системы дополнительной безопасности, используя мягкие, нетоксичные, дышащие и не промокающие материалы, удобные уютные матрасики, кружева, балдахины, игрушки и проч. Но стоит задуматься о том, что это весьма жалкая попытка искусственно воссоздать самое нужное, полезное и безопасное положение для ребенка – нахождение у матери на руках. Недаром коляски появились только в ХIХ веке, несмотря на то, что технические достижения позволяли их создать намного раньше, просто коляска являлась и до сих пор остается опасной для жизни и здоровья ребенка вещью.

Конечно, есть ситуации, в которых коляска жизненно необходима и является незаменимым помощником. Например, если женщина в силу физических особенностей или проблем со здоровьем не может носит ребенка. (Хотя в этом случае лучше живой помощник. – Прим. ред.) Или, когда ребенок заснул НА РУКАХ у мамы, его можно положить в коляску и продолжить свой путь «налегке». Однако в любом случае, стоит серьезнее относиться к использованию этой вещи и выбирать максимально безопасный для ребенка вариант, учитывая опасности, описанные выше.
В заключение хотелось бы напомнить, что коляска не нужна ребенку, она может понадобиться, а может и не понадобиться родителям. Поэтому не стоит включать ее в список необходимого приданого для новорожденного.

Источники:

См. также:
Рейтинг@Mail.ru Сайт удовлетворяет коду ВОЗ © Оранжевая Мама, 2004-2014
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения администрации

Поддержка и хостинг: SFT Company