Оранжевая Мама

Мысли вслух : Почему младенцам так важен телесный контакт   
Автор : Ивянка
Дело в том, что ребёнок, только родившись, не знает ещё не только мира, но даже своего тела. К приходу молока, что происходит примерно через три дня после рождения, он начинает самостоятельно осознавать губы, язык, щеки. Всё остальное тело он чувствует только тогда, когда к нему прикасаются, как в утробе, когда его обнимали стенки матки и каждой клеточки его кожи касались околоплодные воды. Поэтому и важно первые пару недель пеленать ребёнка, если он не на руках. А самое правильное, когда малыша обнимает "кожа к коже" мама, регулируя тем самым температуру его тела, ритм дыхания и биение сердца. Для него материнские объятия должны быть просто естественной средой обитания, само собой разумеется, 24 часа в сутки.

Ребёнок развивается и с каждым днём становится всё автономней. Сначала из пелёнки высвобождаются ручки, он касается ими ткани и кожи, рефлекторно хватается за что попадётся, если почувствует, что обьятия ослабли или его опускают. Потом пелёнка срывается неуёмными ножками, которые "бегают", "прыгают", отталкиваются, ползут, управляемые инстинктами. Ножки и ручки шевелятся, натыкаются на различные сенсорные раздражители и ребёнок накапливает опыт о своём теле. Несущий ребёнка ходит, двигается, стучит посудой, разговаривает, перекладывает его поудобней, целует... Вокруг меняются температура, звуки, освещение, двигается воздух, появляются и исчезают люди с их голосами, теплом, аурой... Всё это пока служит не столько познанию внешнего мира, сколько осознаванию ребёнком своего собственного тела. И когда папа балуется с малышом, интересен не папа, а ощущения, которые он в ребёнке будит. В общем-то так и со взрослыми, только в малыше это намного ярче выражено, потому что нет ничего другого. А если положить ребёнка куда-нибудь и не касаться его, он должен чувствовать не просто вакуум вокруг, он потеряет и своё тело. Это должно быть ужасно, когда нет ничего, что давало бы надежду на выживание - ни собственного тела, ни положительного опыта, ни источника энергии в виде мамы. Ребёнок сначала будет подавать позывные, как потерявшийся птенец. Ситуация будет для него одним сплошным стрессом без капельки позитива как сейчас, так и в перспективе. Когда-нибудь он лишится сил и заснёт. Этот сон будет очень крепкий, невпример поверхностному сну на руках, когда ребёнок даже спя учится, собирает интересный опыт. Крепкий сон в кроватке призван уберечь ребёнка от непосильного стресса, дать ему возможность с минимальными потерями переждать тяжёлое время маминого отсутствия.

Следуя этой теории, количество физического контакта с ребёнком будет естественным образом сокращаться по мере осознавания им своего тела и овладевания своим телом. Приведу пример внешнего проявления роста физической независимости ребёнка. Новорожденный тянется губами к лежащкму рядом кулачку. Ребёнок постарше задействует осознанно голову и плечи. Сам кулачок придвинется к губам разве что случайно. Изучение мира в этой фазе происходит через облизывание, а остальное тело, похоже, остаётся для малыша таким же чужим, как какой-нибудь посторонний предмет. Со временем ребёнок осознает свои ручки и будет тянуться ими к желанной цели. Позже подключатся ножки, и он начнёт целенаправленно передвингаться. В каждой фазе своего развития малыш должен иметь возможность достичь своей первоначальной, базовой цели (груди, мамы, дома) раньше чем успеет испугаться. Но это лишь внешний ориентир. Основная причина ношения на руках изложена выше.

Не надо бояться передержать ребёнка на руках - он сам потребует свободы, когда будет к ней готов и ровно в том объёме, с каким в силах справиться. Точно так же как сам сбрасывает с ножек пелёнку, когда она уже не нужна, он сам и попросит опустить его на пол.