25.05.2007 г.
До сих пор, мы сражались за детей поодиночке.
Настало время, когда уже нельзя отмалчиваться.
Судьба детей-сирот решается сейчас. На многие годы вперед.
14 мая 2007 года председатель Комитета по делам женщин, семьи и молодежи депутат Екатерина Лахова направила официальное письмо в адрес первого заместителя председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева. В письме говорится о том, что Комитет «беспокоит, что в регионах активно лоббируется, в том числе, иностранными организациями, патронатная семья. По мнению Комитета, эта форма воспитания детей-сирот противоречит федеральному законодательству, создает реальную угрозу правам и интересам детей и не сокращает их числа в сиротских учреждениях».
Заметим, что фактических аргументов, подтверждающих нарушение федерального законодательства, приведено не было. Более того, попытки признать этот опыт незаконным были и раньше. Например, в 2002 году Пермская область выиграла подобное дело в Верховном суде. Так что опыт законен, и это уже доказано. А что касается зарубежных организаций – можно сказать только то, что патронатное воспитание (зарубежный аналог - фостеровское) просто является формой устройства детей, без которой цивилизованные страны уже давно не мыслят существования. Именно благодаря фостерингу в 60-х годах закрыли детские дома по всей Европе, Азии и Америке. А всего 5 лет назад – и в странах Восточной Европы. Пока что имеется четкое указание Президента России о том, что необходим механизм сокращения численности детей в интернатах. И патронат такой механизм дает, и это именно так, сколько бы ни заклинали уважаемые депутаты, что он «не сокращает количество воспитанников детских учреждений». Факты говорят обратное.
Тем не менее в конце апреля в Госдуму внесены новые редакции законопроектов «Об опеке и попечительстве» (№ 184-675-4, представлен депутатами Госдумы Е.Ф.Лаховой, П.В.Крашенинниковым, В.В.Пановым, Л.В.Пепеляевой) и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «Об опеке и попечительстве» (№ 184681-4, представлен депутатами Е.Ф. Лаховой, П.В. Крашенинниковым, Л.В. Пепеляевой).
Усыновление, опека и приемная семья. А патронат – является «незаконной формой воспитания детей», а потому должен быть упразднен, считают люди, призванные работать на благо российских граждан.
Представьте, что вы – патронатный воспитатель. Ваш ребенок живет с вами уже много лет, а вам говорят: теперь новые правила. Либо усыновляйте, берите под опеку, оформляйте приемную семью – или же отдавайте ребенка в детский дом.
Или, допустим, вы хотите взять ребенка из детского дома, но вы не юрист, не психолог, не соцпедагог, не очень хорошо представляете, как простроить контакт с кровной мамой, что делать, если ребенок будет вести себя агрессивно или не будет вас слушать, что делать, если опускаются руки и хочется все бросить. Возьмете ли вы ребенка, если вам – что следует из проекта нового закона – никто не обязан помогать в его воспитании, и только вы один, а не профессиональная служба, не орган опеки, будете нести всю ответственность за это?
Законопроекты депутата Лаховой:
- запрещают осуществление полномочий органа опеки и попечительства гражданами, не являющимися сотрудниками органа опеки и попечительства, а также юридическими лицами. И одновременно разрешает детским домам самостоятельно раздавать детей на каникулы в семьи.
Следовательно, готовьтесь к закрытию: учреждения по патронату, приюты с семейно-воспитательными группами, неправительственные организации, размещающие информацию о детях на своих сайтах (www.otkazniki.ru, www.miloserdie.ru, deti.msk.ru, сайты храмов и т.п.). И даже федеральный банк данных о детях (т.к. он не является органом опеки и попечительства) вынужден будет закрыть свой сайт www.usynovite.ru
- предполагают создание адекватных «подразделений», в том числе и для «размещения» детей, во властном органе.
Вопрос к управленцу: возможно ли, чтобы в Вашем кабинете разместились дети и психиатры с логопедами?
- фактически упраздняют приемную семью, заменяя ее опекой по договору:
Приемные родители - готовьтесь заново оформлять все документы!
- требуют, чтобы у ребенка был единственный законный представитель, и в то же время позволяет органу опеки назначать опекунами для того же ребенка любое число граждан.
При этом это касается только граждан, нельзя одновременно назначить опекуном и учреждение, и патронатного воспитателя.
- запрещают патронатное воспитание и семейную воспитательную группу, запрещают деятельность профессиональных организаций по семейному устройству -
и одновременно разрешают опекунам давать друг другу доверенности, т.е. перепоручать ребенка, а учреждению – бесконтрольно устраивать детей в семьи на каникулы; а также назначать опекуном необследованного человека, без документов, а это означает, что этот «опекун» может за этот месяц сделать с ребенком все, что захочет, например, убить, изнасиловать или вывезти за рубеж.
- и, наконец, запрещают ЛЮБЫЕ негосударственные учреждения для детей-сирот:
ВСЕ приюты при церкви, все детские деревни SOS, все частные детские дома – ВАС ВСЕХ ЗАКРОЮТ!
Будет ли детьми распоряжаться горстка чиновников, или будет выстроена связанная единая профессиональная система, в которой будет прозрачный путь принятия решений о ребенке, реально будет много специалистов и профессиональных центров по профилактике и семейному устройству детей, и много семей, как кровных, так и патронатных и приемных, воспитывающих детей с их помощью?
Мы, специалисты уполномоченных служб по семейному устройству детей-сирот в 39 регионах России, не являемся законодателями, мы практики. И мы работаем 11 лет. Все это время наша работа была вполне законной. И мы можем продемонстрировать результаты своей работы. Мы устроили в семьи около 7000 детей. Это 95% всех детей, которые поступили в патронатные службы. Еще тысячи вернулись к кровным родителям. Таким образом только 2,5% детей, поступивших за 11 лет в нашу службу, вышли в самостоятельную жизнь, не будучи устроенными в семью.
Патронат работает уже в 39 регионах России, где на базе детских домов созданы службы по сохранению семьи и по устройству детей на патронатное воспитание. Это же делают и учреждения социальной защиты населения, помещая детей в семейные воспитательные группы (в 78 регионах). Собран огромный опыт, подготовлены специалисты, отработаны технологии работы. Устроены в семьи или возвращены в свои собственные реабилитированные семьи многие сотни детей. При этом в результате предоставления интенсивного психолого-педагогического и социального сопровождения обеспечивается стабильность устройства, дети обретают новую привязанность и хорошо развиваются. Успешность данной работы подтверждена многочисленными мониторинговыми исследованиями, проводимыми как Минобрнауки совместно с рядом научных коллективов, так и рядом диссертационных исследований последних лет, технологии утверждены Федеральным Экспертным Советом.
Мы, волонтеры и специалисты государственных и неправительственных организаций, видим, что сегодня в приютах, детских домах и интернатах находятся сотни тысяч детей, в больницах годами живут отказники, в учреждениях собеса навсегда спрятаны дети, не имеющие тех диагнозов, из-за которых они туда попали, а в семьи каждый год попадает лишь несколько тысяч. По предварительным данным государственной статистики, в России в прошлом году отменено более 1 000 решений о помещении ребенка на воспитание семью только по причине невыполнения приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, более 30 000 – по причине жестокого обращения с детьми. Свыше 2,5 тыс. решений об устройстве ребенка в семью отменено по инициативе усыновителей, опекунов, приемных родителей. Более 80 усыновителей, опекунов, приемных родителей привлечено к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей, принятых ими на воспитание в семью. По данным общественных организаций, имеется 60% возвратов детей из-под опеки.
Модель реформирования работы по опеке и попечительству, с учетом создания профессиональных служб по профилактике сиротства и по устройству детей в семью на базе патронатных учреждений, является средством не только обеспечения массовости устройства детей в семью, но и залогом обеспечения качества этого устройства и предотвращения злоупотреблений в отношении детей в новых семьях.
Мы видим выход из ситуации в создании таких, как наша, профессиональных служб, которые были бы уполномочены органами опеки и попечительства вести работу по семейному устройству детей-сирот, а также заниматься профилактикой социального сиротства путем работы с семьями, находящимися в кризисной ситуации (возврат детей родителям, реабилитация и повышение воспитательской и родительской компетенции таких родителей, находящихся в кризисе).
Мы уверены, что именно это, а не принятие законов, имеющих слабое отношение к реальности, и поможет сократить число детей-сирот в России, устраивая их на разные формы семейного устройства – в зависимости от потребностей ребенка, а не прихотей некомпетентных и равнодушных депутатов и чиновников.
Мария Терновская, директор детского дома №19,
Борис Альтшулер, руководитель общественной организации «Право ребенка»,
Сергей Колосков, руководитель организации «Даун-синдром»,
…
Здесь можно поставить подпись в поддержку патроната
|